Дрессировка лайки

Выращивание и воспитание щенка лайки

Приобретая щенка, необходимо заблаговременно подготовить для него место. Хорошо, если у охотника есть возможность содержать своего питомца на открытом воздухе. В этом случае лучше всего соорудить вольеру и внутри ее поставить будку. Можно поставить будку в сарае, сделав в его стенке выход для собаки в огороженный выгул. Ни в коем случае нельзя держать щенков в закрытых, темных сараях, а также на привязи.
В зимнее время, до наступления теплой погоды, маленького щенка лучше держать в квартире. Многие охотники вынуждены держать лайку в квартире круглый год. В таких случаях устраивать щенка нужно не на 1—2 дня, а на все время его жизни в этом доме. Ему подбирают постоянное место, которое должно быть расположено так, чтобы лежащий щенок, а позднее взрослая собака, никому не мешали.- Здесь кладут коврик, который ежедневно чистят и вытряхивают. Нельзя устраивать такое место вблизи от отопительных приборов и на сквозняке.
Щенка с первых же дней приучают к своему месту. В это время щенки много спят. Заметив, что питомец хочет лечь, владелец кладет его на коврик, гладит и одновременно говорит спокойным голосом: «На место». Эту процедуру повторяют неоднократно и вскоре щенок сам, как только захочет спать, отправляется на свое место. Эта привычка у него вырабатывается быстрее, если в квартире будут убраны с пола на некоторое время ковры и дорожки. Нельзя приучать щенка укладываться на диван или кресло хотя бы на короткое время. В дальнейшем это перейдет в нехорошую привычку, от которой его невозможно будет отучить. Очень часто бывает, когда уже взрослая собака, неоднократно наказанная, не ложится на диван в присутствии владельца и его семьи, а в их отсутствие отдыхает не только на диване, но и на кровати. Если за лайкой укоренился такой порок, то, чтобы избежать этого, диван и кровать перед уходом хозяев из квартиры, следует покрывать газетами. Наш опыт позволяет утверждать, что такая мера обычно дает хорошие результаты.
Щенок часто оправляется, чем создает большие неудобства в квартире. Наказывать его за это в раннем возрасте нельзя. Чтобы приучить щенка оправляться на улице, нужно чаще его туда выносить, особенно в первые дни пребывания в квартире. В первые часы жизни на новом, незнакомом месте, когда у щенка появляется потребность испражняться и мочиться, он некоторое время кружится и иногда скулит, как бы подыскивая, где это можно сделать. Важно сразу заметить такой момент и, подхватив щенка, вынести его на улицу, а если это сложно, поместить в заранее приготовленный ящик с песком. Поступая таким образом каждый раз, владелец быстро добьется того, чтобы щенок просился на двор. Если же его не приучить к этому с раннего возраста, то подросшего будет значительно труднее отучить пачкать в комнате. Выведенный на прогулку, он может долго ходить и ничего не делать, а вернувшись в квартиру, станет оправляться.
В раннем возрасте щенка приучают к кличке. Она должна быть короткой, односложной или двухсложной, звучной и красивой. Нежелательно давать лайкам отечественных пород клички иностранного происхождения, которые обычно свойственны легавым собакам (Джон, Джек, Дези и т. п.), а также традиционные клички гончих и борзых (Добыч, Карай, Сигнал и т. д.). Для своего питомца лучше подобрать кличку, обозначающую название охотничьего животного, реки, гор, окраса и характера собаки и т. п. Звучные и своеобразные клички лайкам дают охотники таежных районов. Для финских и карело-финских лаек желательно давать клички, которые употребляют охотники на их родине (Капу, Укко, Ури, Койра, Пику, Пири, Сити и др.). Такие клички подчеркивают происхождение и особенности этих пород, а также говорят о кинологической культуре охотника.
При выращивании щенка основное внимание должно быть обращено на его кормление. Только при кормлении полноценными кормами и соблюдении правильного режима питания из щенка можно вырастить хорошо развитую, физически крепкую и неутомимую в работе лайку. Недостатки в росте и развитии, появляющиеся из-за недостаточного или неправильного кормления щенка в период от 1 до 6—8 мес, в последующем невозможно исправить. Корм для щенка должен быть свежий, питательный, легкоусвояемый и малообъемный. Состав корма и режим кормления, как правило, изменяются с возрастом щенка.
Обычно щенки с момента рождения до 15—20-дневного возраста питаются только молоком матери, которое является незаменимым продуктом. В первые часы и дни щенки получают молоко особого состава, так называемое молозиво. В нем имеется не только более высокое содержание белков, но и целый комплекс микроорганизмов, составляющих кишечную микрофлору здоровой собаки. Эта микрофлора на протяжении всей последующей жизни выращиваемого щенка будет способствовать его нормальному пищеварению. Вот почему важно, чтобы в первые дни жизни щенок получал именно материнское молоко.
К 15—20-дневному возрасту пищеварительный тракт щенка бывает достаточно развит и способен усваивать не только коровье молоко, но также манную кашу, сваренную на молоке, творог, а после 20 дней — нежирное мясо, нарезанное мелкими кусочками. Обычно с этого времени и начинается подкормка щенков. Но, если у суки нехватает молока, щенков приходится подкармливать значительно раньше, с 10, а иногда и с 8-дневного возраста. В этих случаях приготавливают тщательно размешанную смесь молока с яичным желтком (на полстакана молока один яичный желток), которой и кормят щенков. С 12—14-дневного возраста щенков можно подкармливать жидкой кашицей, приготовленной из детской питательной смеси «Малыш».
К моменту отъема щенков от матери основой их питания становится корм, получаемый от хозяина, так как молока у матери становится меньше, а щенкам требуется все больше и больше пищи. Дальнейший рост щенка, его развитие, крепость и сила зависят от режима кормления, состава, качества и количества получаемой пищи.
Собака — плотоядное животное, поэтому основным ее кормом в период роста должны быть продукты животного происхождения: мясо, которое до 20—25 % желательно скармливать в сыром виде, молочные продукты, рыба. Мясо следует давать постное, тощее, лучше не мороженое, которое не так полноценно, как парное. Мороженое же мясо щенку можно давать лишь после оттаивания. Очень полезно давать печень, почки, сердце. Следует, однако, помнить, что в печени иногда бывают зародыши глистов, поэтому такой корм в сыром виде можно скармливать лишь после проверки его ветврачом.
Рыба хотя и служит источником белкового питания, не может полностью заменять мясные продукты. Собаку, а щенка особенно, нельзя полностью сажать на рыбный рацион. Этот вид корма нужно чередовать с мясом. Лучше использовать для корма собаки морскую рыбу. Ее можно давать и сырую и вареную. Речная рыба часто бывает костлявой и может также служить источником заражения глистами.
Молоко и другие молочные продукты — питательный и наиболее легко усвояемый организмом собаки корм. Молочные продукты необходимо давать не только щенкам, но и кормящим сукам, больным и ослабленным после болезни собакам. Однако следует помнить, что молочные продукты быстро портятся, особенно в теплую погоду. Поэтому нужно очень внимательно следить за их качеством при скармливании как щенкам, так и другим собакам.
Крупы и овощи богаты углеводами и витаминами. Из круп варят на мясном бульоне или на молоке полугустую кашу. Маленьким щенкам лучше варить некоторое время манную кашу, а затем кашу из овсяных хлопьев. Следует знать, что собаки плохо переваривают каши из ячневой и особенно из перловой крупы, поэтому их крайне нежелательно использовать в качестве корма при выращивании щенков. Овощи, преимущественно морковь, маленьким щенкам дают тертыми в небольшом количестве в смеси с другими кормами. Щенков 3—4-месячного возраста желательно приучить к поеданию сырых овощей, фруктов и ягод. Делать это нужно не навязчиво. Если щенок с детства привыкнет поедать свежие фрукты и овощи, никакие аптечные витамины и рыбий жир ему будут не нужны.
С 1,5-месячного возраста щенкам надо давать мягкие кости, которые наряду с хрящами являются источником минеральных солей, необходимых для формирования скелета собаки. Крупные кости с мягкими концами способствуют также укреплению челюстей молодой собаки и служат для нее своеобразными игрушками, отвлекая от порчи мебели, обуви и белья. Трубчатые кости от птиц, а также острые рыбные кости давать нельзя. Щенок, разгрызая и глотая их, может поранить кишечник или желудок и погибнуть. С 3-месячного возраста щенка можно кормить остатками от обеда, преимущественно супами и кашами, но они должны быть непрокисшими, без острых приправ и не сильно солеными.
В возрасте 1—2 мес щенка нужно кормить 6 раз в сутки. Примерный объем пиши в каждую кормежку должен быть около одного стакана. В дальнейшем разовую порцию корма увеличивают и щенка кормят некоторое время 5 раз в сутки, а затем 4 раза. Объем разовой порции корма регулируют в зависимости от аппетита щенка. При этом необходимо следить не только за тем, чтобы щенок был сыт, но чтобы и не переедал, иначе у него может быть слабая или провислая спина. Нельзя давать щенку горячий или очень холодный корм. Обычно он должен быть чуть теплым. Щенок должен съедать свою порцию полностью, вылизывая дно миски или кормушки.
Если почему-либо он не съел пищу, ее необходимо сразу же убрать и следующую порцию корма давать только в положенное время. Этим щенок, во-первых, приучается к регулярному питанию и, во-вторых, предохраняется от заболеваний кишечника, так как остающаяся пища, особенно летом, быстро прокисает и становится непригодной. Проголодавшийся щенок, поедая прокисшую пищу, обычно заболевает катаром кишечника. Аппетит щенка является показателем здоровья. Отказ от корма в большинстве случаев бывает связан с заболеванием собаки.
Нельзя давать щенку (да и взрослой собаке) лакомые кусочки со стола, когда обедает семья, иначе в дальнейшем собака, сидя у стола и глядя на обедающих людей, будет постоянно попрошайничать. Лакомства в виде сахара, конфет и кондитерских изделий следует давать в ограниченных количествах, как поощрение за выполненную команду.
При нормальном кормлении щенок бывает здоровым, хорошо растет и быстро развивается. Контроль за ростом производится взвешиванием и некоторыми промерами. (Важнейшие показатели роста—вес, высота в холке и обхват груди — в различные периоды жизни заводских пород лаек приведены в приложениях.) Показателями нормального развития щенка являются также сроки смены молочных зубов на постоянные. Сначала, в возрасте около 3,5 мес, начинают меняться средние резцы. Затем происходит смена крайних резцов и клыков. Ложнокоренные зубы меняются в возрасте 5—6 мес. У щенка в 7 мес должны вырасти все зубы. Плохой рост зубов, их слабость и хрупкость эмали свидетельствует о неудовлетворительном развитии щенка, что в большинстве случаев связано с недостатком витаминов и минеральных солей.
При содержании щенка в квартире владельцу нужно знать, что как только у его питомца началась смена зубов, многие вещи и в первую очередь обувь, одежду и некоторые другие предметы необходимо убрать в недоступные для щенка места. В противном случае они будут испорчены, так как щенок грызет почти все, что ему доступно. Это может продолжаться до 10—11 мес. В этот период возле постоянного места щенка все время должны быть крупные кости (бедренные, берцовые, лопатки). Можно отдать также старые тапочки и мягкие, резиновые игрушки, чтобы он занимался ими. Деревянные чурки и палки давать нежелательно, так как щенок, заглатывая мелкие щепки, может повредить себе пищевод и кишечник.
С началом смены зубов щенки часто грызут также штукатурку. Это связано с тем, что одновременно со сменой зубов идет быстрый рост костяка и организму щенка не хватает солей кальция. В этот период, кроме мягких костей, ему нужно давать в качестве минеральной подкормки глицерофосфат кальция или глюконат кальций.
В книге «Натаска легавой», написанной опытным охотником-собаководом И. И. Аникеевым , сообщается о том, что он вырастил много щенков и лишь один из них (от суки автора Леди) был с неправильным прикусом. Однажды он по совету молодого охотника давал в качестве минеральной подкормки таблетки глюконата кальция и у всех щенков, получавших эти таблетки, появился неправильный прикус. Автор не утверждает прямо, что глюконат кальция является причиной появления неправильных прикусов, но зато такое мнение создается у читателя. Что можно сказать по этому поводу? По-видимому, не глюконат кальция, а Леди была виновницей появления неправильных прикусов. Ведь от нее и раньше был получен один щенок с таким дефектом. В питомнике ВНИИОЗ было выращено несколько сотен щенков. Всем им в значительных количествах давали глюконат кальция и в порошке в корм и в таблетках без корма. Щенки иногда за день сами съедали до 15—20 таблеток, и у нормальных, крепких, здоровых щенков никаких отрицательных последствий мы не отмечали.
Щенки лаек рождаются с висячими ушами. При нормальном развитии у щенков от высокопородных производителей уши обычно встают в месячном или 2-месячном возрасте, реже в более поздние сроки. Если уши не встали к исходу 6 мес, то в дальнейшем трудно ожидать, что они выправятся. Вероятно, это бывает связано с болезнью, которую щенок перенес в скрытой форме.
Одного хорошего питания далеко недостаточно, чтобы вырастить из щенка физически крепкую лайку. Щенки лаек, как и других собак, обычно заражены глистами, которые отрицательно воздействуют на рост и развитие щенков. Заражаются глистами они часто в утробе матери. При сильном заражении глистами у щенков отмечается вздутое, большое, плотное на ощупь брюшко. Считают, что подсосных щенков в возрасте 15—20 дней можно очищать от глистов, давая им пиперазин адипината в дозе 0,2 г на 1 кг живого веса. При отсутствии признаков значительного заражения, дегельминтизацию лучше проводить в возрасте около 1,5—2 мес. К этому времени щенок окрепнет и легко перенесет лекарство. Разовая дача пиперазина при этом —0,25 г на 1 кг живого веса.
С 1,5-месячного возраста щенка нужно регулярно выводить на прогулку, вначале на непродолжительное время, а затем на 2—3 ч, давая ему возможность вдоволь побегать и порезвиться. В летнее время чем дольше будет на солнце и на свежем воздухе ваш питомец, тем лучше для него. Во время прогулок желательно больше играть с ним. Это создает контакт между щенком и хозяином и способствует зарождению привязанности питомца. С первых команд, с соблюдения строгого режима кормления, с первых прогулок и приучения к чистоплотности и начинается воспитание щенка, постепенное обучение его такому поведению, которое желательно охотнику при жизни собаки дома и при использовании ее на охоте.
С 3-месячного возраста полезно брать щенка с собой в лес на прогулку. В зимнее время это трудно осуществлять, но в бесснежный период прогулки в лес просто необходимы. Для таких прогулок выбирают участки леса, где нет людей. Сначала щенок будет держаться вблизи хозяина. В последующие дни он станет отбегать и даже скрываться из глаз иногда на значительное время. Не следует часто подзывать его к себе. Во время таких прогулок полезно приучить щенка к тому, чтобы он помнил о хозяине и умел разыскивать его. Для этого прячутся в подходящем месте, но так, чтобы щенок сравнительно легко нашел по следу своего владельца. В дальнейшем эту задачу усложняют.
В летнее время щенка приучают к воде. Лучше всегда это делать в теплые и жаркие дни. Найдя достаточно большую и неглубокую лужу с хорошо прогревшейся водой, владелец заходит в нее и зовет за собой щенка. Последний, обычно не дожидаясь хозяина, сам заходит в воду. Если же он не входит, то никогда не следует насильно затаскивать его в воду и тем более бросать на глубокие места. Так можно надолго привить собаке боязнь к воде.
При боязни щенка воды, точнее глубоких мест, с ним сначала переходят через мелкие и неширокие ручьи и протоки, затем более широкие и глубокие, постепенно приучая переплывать малые отрезки глубины. Никогда не нужно переносить его на руках через такие препятствия.
С 3-месячного возраста щенка лайки начинают обучать выполнению команд, необходимых на охоте и в быту. Он твердо должен усвоить следующие команды: «нельзя», «голос», «возьми», «лежать», «сидеть» (к командам «ко мне» и «на место» приучать начинают раньше) и некоторые другие. Слова команды должны быть четкими, строго определенными и не изменяться. Например, если сначала при обучении употреблялось слово «возьми», то его нельзя заменять словом «бери». Запрещающие команды произносятся строгим тоном, а поощряющее активное действие собаки — тоном одобрения. Команде «нельзя» обучают главным образом во время дачи корма. Щенка берут на поводок и подводят к миске с пищей. При попытке есть его одергивают поводком и строго произносят «нельзя». Обычно щенок вначале ничего не понимает, и как только ослабнет поводок, он опять делает попытку есть корм. И вновь следует не сильный рывок одновременно с запрещающей командой. Так повторяют несколько раз, и как только щенок остановится или усядется, его нужно погладить и похвалить. Сделав небольшую выдержку, отдают команду «возьми».
Запрещающая команда должна выполняться лайкой без промедления, но этого добиваются не в один день, а лишь через некоторое время, прибегая иногда даже к принуждению, слегка наказывая собаку за невыполненные команды.
Обучить щенка отдавать голос по команде несложно. Перед его кормлением, когда он проголодался, владелец, держа в руке кусочек лакомства (лучше мясо), произносит команду «голос». Щенок попытается схватить лакомство и через несколько безуспешных попыток пролает. Нужно сразу же ему отдать лакомство и затем еще раз-другой повторить этот прием. Через 3— 4 дня обучения он будет хорошо выполнять такую команду. Приучение щенка к отдаче голоса по приказанию не следует рассматривать как забаву. Некоторые лайки, найдя белку, не облаивают ее. У собак, хорошо обученных отдавать голос по команде, этот недостаток легко исправим. Подойдя к месту, где собака обнаружила белку, владелец отдает команду «голос» и, после выполнения этой команды, отстреливают зверька. Два-три таких случая, и собака сама поймет, что нужно делать. Если же лайка не обучена такой команде, она может вообще не облаивать зверька, хотя будет точно находить его. Очень редко, но таких собак нам приходилось встречать.
В раннем возрасте очень желательно обучить щенка приносить поноску. Это делают во время игр с ним. Брошенную хозяином вещь или игрушку щенок часто тащит к владельцу. Очень важно заметить такой момент и использовать его для обучения. Во время броска дается команда «дай» («подай»), а как только щенок принесет брошенный предмет, его нужно поощрить. Для обучения на первых порах можно использовать небольшой мяч, а впоследствии деревянную чурку наподобие небольшой гантели.
Во время игр обучают также команде «ищи», бросая щенку кусочки лакомства. Никогда не нужно переутомлять щенка излишним выполнением команд. Достаточно, если за один урок он сделает 3—4 раза то, что от него требуют. Выполненная команда непременно должна поощряться лакомством или лаской.
Владельцы, выращивающие своих питомцев в городе, часто жалуются на непослушание щенков во время прогулок. Спущенный с поводка щенок в возрасте 5 мес и старше обычно не подходит к хозяину по команде «ко мне» и его иногда с большим трудом удается поймать. Все это объяснимо. Насидевшись в тесной квартире, щенок радуется свободе, резвится, ему все интересно и он прекрасно понимает, что, подойдя к хозяину, должен будет вернуться в квартиру (как это уже было неоднократно), где ему все давно известно и нет такой свободы, как во дворе. Нельзя наказывать щенка за такое непослушание, когда он сам в конце-концов подойдет на зов или будет пойман. Наказание только заставит бояться хозяина и еще больше усугубит непослушание.
В подобных случаях нам помогал следующий прием. Если щенка становилось трудно подозвать во время прогулки, то в последующие выходы во двор брали с собой рогатку с мелкими камушками. Как только мы считали, что наш питомец достаточно погулял, начинали его подзывать. Если он не подходил, то выстреливали в него из рогатки. Как только камушек попадал в щенка, он, не понимая, кто причинил ему боль, опрометью бросался к нашим ногам. Мы сразу гладили его и спокойно уводили со двора. Этим приемом с успехом пользовались и некоторые наши знакомые.
Обязательно нужно приучить щенка к спокойному отношению к домашним животным, главным образом к курам, уткам и овцам. В сельской местности это не составляет труда, так как щенок с раннего возраста привыкает не обращать на них внимания. Щенок, выросший в городе, увидев домашнюю птицу, бросается на нее и стремится придушить. Очень важно не упустить такую первую встречу и, как только щенок попытается схватить или схватит птицу, подать команду «нельзя». Если щенок не бросает сразу птицу, его следует наказать, повторяя «нельзя», «нельзя». В большинстве случаев 1—2 таких уроков бывает достаточно. Взрослого щенка, задавившего птицу и не наказанного на месте преступления, в последующем невозможно отучить от этой привычки как бы сурово его ни наказывали. При людях он будет равнодушно смотреть на птицу, а в их отсутствии станет ее давить.
Воспитывая и обучая молодую лайку приемам общего послушания, следует быть терпеливым и не проявлять раздражения. Нужно стремиться, чтобы было как можно меньше поводов для нежелательных действий собаки.
Вот пример из практики, когда мы, выращивая щенка русско-европейской лайки, сделали его ловким воришкой, хотя и не желали этого. Уходя на ра-б»ту и оставляя щенка одного в квартире, мы не убирали с кухонного стола сахар и конфеты. Все было хорошо до тех пор, пока щенок не подрос. Обладая неуемной энергией и достаточным ростом он в наше отсутствие обследовал все и в конце-концов добрался до сахара, вскочив сначала на стул, а затем и на стол. Сладости щенку понравились. Затем он в нашем присутствии проделал то же самое и был наказан. Запомнив, что на глазах хозяев воровать нельзя, он ухитрялся обследовать стол и таскать с него все, что привлекало его вкус, когда на кухне 1—2 мин никого не было. Проделывал все это он мастерски, крайне редко попадаясь на месте преступления.
В процессе воспитания молодой лайки следует быть сдержанным. На нее нельзя грубо кричать и жестоко бить. Побои ломают характер лайки. Она перестает доверять хозяину, начинает бояться его. Особенно это относится к карело-финским лайкам, которые очень обидчивы. С ними нужно обращаться мягко, хотя и требовательно. При необходимости наказать собаку, очень важно, чтобы наказание следовало за проступками немедленно. Никогда нельзя наказывать за проступки щенка, да и взрослую лайку, если прошло даже всего 2—3 мин после того, как она сделала что-то не так. Собака не поймет за что ее наказывают и станет бояться владельца. Лайка должна верить своему хозяину и с радостью выполнять его команды. Терпеливой настойчивостью, умением подметить особенности поведения щенка и использовать их при воспитании, а также ласковым, ровным и мягким обращением можно достигнуть большего при обучении своего питомца. Прибегать же к наказанию следует только в крайних случаях, и оно не должно быть суровым.

С. Войлочникова

Дрессировка и обучение охотничьих собак – это достаточно сложное занятие. Успех данного процесса полностью зависит от компетентности, настойчивости и терпения хозяина.

Слабость и недостаток знаний в процессе дрессировки охотничьих собак может испортить все начинания и не привести к нужному результату.

Собака на охоте – это не просто питомец, это компаньон, который находится в равных условиях с человеком, и помогает ему.

От уровня дрессировки охотничьей собаки будет зависеть успешной или нет будет охота в целом

Очень важно, чтобы дрессировка и натаска охотничьих собак была на таком уровне, чтобы собака понимала хозяина с полуслова. Добиться этого можно с помощью постоянных занятий, а также с помощью внимательного отношения к собаке с момента как она попала в семью.

Существую специально выведенные охотничьи породы собак, но даже обычная дворняжка, при правильной дрессировке, может стать верным и умелым компаньоном для охотника.

Когда начинать дрессировку охотничьих собак?

Не смотря на породу собаки, которая была выбрана для обучения навыкам охоты, обучение должно начинаться в возрасте 1,5-2 месяца.

Следует помнить, что щенок может не сразу понять, что от него хочет хозяин, поэтому, необходимо запастись терпением и не требовать от щенка сразу многого.

Хватите и угощайте щенка за правильно выполненные команды, и ни в коем случае не проявляйте агрессию и не применяйте физическое наказание, так как при таком раскладе щенок может полностью отказаться от обучения.

При обучении охотничьих собак старайтесь проводить тренировки в лесу, а также, давайте щенку достаточные физические нагрузки, чтобы тренировать его выносливость и силу.

Первостепенные команды при дрессировке охотничьих собак

Прежде чем обучать щенка на свежем воздухе специализированным командам, свойственным охотничьим собакам, необходимо заняться домашним обучением.

Собака еще до выхода на сложные тренировки должна знать команду «Ко мне!». Также, необходимо обучить щенка команде «Место», «Фу!» или «Нельзя».

Все команды щенок должен воспринимать моментально, а хозяин должен отдавать их спокойным и ровным тоном.

В 3 месяца щенка начинают приучать к ошейнику и поводку. Это также является первостепенным в начале процесса тренировки.

В 6 месяцев необходимо приступать к отработке навыка бежать и ходить рядом.

ВАЖНО: щенок должен строго усвоить вышеперечисленные навыки, так как в противном случае обучение усложнять бесполезно.

Общая дрессировка охотничьих собак

Существует некоторый перечень команд, которые необходимо усвоить охотничьим собакам

Разберем их более подробно:

  1. Свисток

Специализированный свисток для собак нужен для привлечения внимания животного. Этот звук не слышен другим, но его отлично воспринимает животное.

Свисток нельзя использовать, когда вы наказали собаку, так как данный звук будет ассоциироваться у нее с негативом.

  1. Апортировка

Приносить и отдавать хозяину добычу – это важный навык охотничьей собаки. Обучая щенка этой команде необходимо угощать его после того когда он отдал вам зажатый в зубах инвентарь.

Рекомендуется, также, научить собаку доставать инвентарь из воды.

Охотничья собака не должна бояться плавать.

Начать обучение этой команде можно даже дома, в масштабах квартиры.

  1. Поиск в угольях

Поиск должен начинаться и корректироваться командой хозяина. Собака должна идти перед хозяином и понимать команду смены направления поиска.

Охотничья собака должна уметь определять дичь по запаху и искать ее.

  1. Охота на дичь

В процессе обучения данной команде нужно научить собаку тихо выслеживать дичь. Данное поведение корректируется командной «Тише».

Также, собаке необходимо показать звук выстрела, чтобы она его знала и не боялась.

Показать процесс охоты щенку можно взяв его вместе со взрослой, опытной собакой. Щенки склонны повторять выполнение, запоминая тем самым команды и действия быстрее.

Особенности дрессировки охотничьих собак

Собаки разных пород отличаются друг от друга различными способностями. У одних лучше развит нюх, у других слух, третьи более выносливы, а четверные быстро ориентируются в пространстве.

Именно из –за разницы в этих способностях выработаны различные подходы к дрессировке разных видов пород охотничьих собак.

Рассмотрим данные особенности более подробно:

  1. Борзые

Борзые породы собак выбирают для охоты в степях.

Для данной породы очень важна площадь рельефа, так как им необходимо отталкиваться для выполнения скачка на нападение.

У борзых отличное зрение и быстрая скорость реакции.

  1. Лайки

Лайки – это наиболее популярная и универсальная охотничья порода собак.

Они могут выслеживать и охотиться на любую дичь, в том числе и крупную.

Лайки, преимущественно, не нападают на дичь, они удерживают ее громким лаем до момента пока не придет хозяин. Мелкую дичь лайки могут, также, приносить хозяину, находя ее, например, в камышах (если это утки), или в зарослях травы.

  1. Гончие

В процессе дрессировки гончей собаки необходимо как можно чаще проводить тренировки на природе, а также устраивать прогулки в лесу, где собака сможет изучать запахи дичи.

Приведя щенка первый раз в лес не отпускайте его одного далеко. Щенок может напугаться, из-за чего весь процесс обучения будет нарушен, так как во время охоты собака будет искать хозяина, а не дичь.

  1. Норные

Для обучения норных собак подойдут только породы, которые готовы проявить агрессию и силу в нужный момент, так как им придется вытаскивать дичь из норы.

Обучение данного вида охотничьих собак более сложное, и проходит с использованием специально выращенных крыс, на которых собака будет учиться доставать животных из нор.

  1. Легавые

При дрессировки легавых охотничьих собак развивают какую то одну черту, которой собака будет искусно пользоваться (чутье, поиск).

Дрессировка должна проходить на большой территории и в разные погодные условия, так как интенсивность аромата или звука с изменением погоды искажается. Собака должна уметь ориентироваться в любой среде.

Итоги

Дрессировка охотничьих собак – это сложное мероприятие, которое требует регулярный занятий в лесу и в других природных условиях.

В отличии от обычной домашней собаки, охотничьи псы должны обучиться ряду дополнительных команд и навыков, а также отличаться большей силой и выносливостью.

Правильно дрессированная собака станет незаменимым компаньоном в охоте.

Как дрессировать лайку: особенности воспитания, характеристика породы, фото

  • 6 Октября, 2018
  • Собаки и охота с ними
  • Елена Гнилицкая

Лайка – универсальная охотничья порода собак, которая довольно популярна среди охотников. Она знаменита своим чутьем, охотничьим азартом и легкой обучаемостью. Это выносливая и проворная собака, которая эффективна в охоте, как на мелкое зверье, так и на кабанов и медведей. Разберем, как дрессировать лайку.

Общие сведения о породе

Название «лайка» объединяет несколько подвидов собак, которые имеют схожие внешние качества и поведенческие характеристики. Наиболее популярны для охоты следующие подвиды:

  • восточно-сибирская;
  • западно-сибирская;
  • карело-финская;
  • русско-европейская;
  • якутская лайка.

Лайки – коренастые сильные собаки. Окрас зависит от подвида. У них стоячие уши, пушистый и округлый хвост, который прилегает к крупу или бедру.

Лайки – истинно охотничьи собаки, потому они не подойдут для охраны, да и как компаньоны могут принести много хлопот своему хозяину. Перед приобретением собаки важно узнать, как воспитывать лайку. Это очень активные животные, которые нуждаются в активных ежедневных прогулках. Из-за зова охотничьего инстинкта, они склонны к побегам. Рассмотрим, как дрессировать лайку в домашних условиях.

Особенности дрессировки

Приобретать щенка необходимо у опытных и именитых заводчиков. Родители должны обладать устойчивой психикой и рабочими качествами. Универсальных лаек не так много, встречаются и полностью бесталанные к охоте особи. Потому к подбору питомца необходимо подходить с максимальным вниманием.

Для воспитания лайки необходимо использовать следующий инвентарь:

  1. Удлиненный надежный поводок, который служит для приучения к команде «рядом».
  2. Свисток для подзывания собаки с большого расстояния.
  3. Небольшие игрушки, которые нужны для приучения к подаче добычи.
  4. Небольшая поясная сумка с лакомствами.

Охотничьи качества собаки проявляются с возрастом. Дрессировку щенка лайки можно начать в пятимесячном возрасте. При этом необходимо обратить особое внимание на послушание, ведь охотничьи собаки могут работать на большом расстоянии от хозяина, а потому обязаны слушаться всех команд. Рассмотрим, как дрессировать лайку.

«Сидеть!»

Для обучения этой команде на собаку нужно надеть ошейник и поводок. У дрессировщика заранее должно быть припасено лакомство. Нужно взять лакомство в руку, приблизить к морде собаки и поднять вверх так, чтобы собаке пришлось задрать голову и сесть. При этом нужно произнести: «Сидеть!».

Если собака только поднимает голову, но не садится, нужно использовать второй способ приучения к команде. Для этого необходимо ухватиться за поводок на расстоянии примерно 10 см от ошейника. Произнести: «Сидеть!». При этом одной рукой необходимо немного потянуть за поводок назад, заставляя собаку задрать голову, а второй нажать на крестец. Как только собака сядет, необходимо поощрить ее лакомством. Когда команда будет выучена, нужно приучить собаку долго сидеть на одном месте, а не вскакивать сразу после выполнения команды. Для этого, как только собака попытается встать, нужно вновь надавить ей на крестец и приказать: «сидеть».

«Рядом!»

Приучать к хождению рядом как на поводке, так и без него, собаку необходимо начиная с шестимесячного возраста. Для обучения желательно выбрать место, далекое от проезжей части, где мало отвлекающих факторов. На собаку нужно надеть короткий проводок. Произнести: «рядом». При этом собаку нужно подтянуть с помощью поводка к левой ноге. Правая лопатка собаки должна находиться у ноги хозяина. Необходимо начать движение вперед, чуть ослабить поводок. Как только собака попытается рвануть вперед, нужно слегка дернуть за поводок и вновь произнести команду. Когда собака вернется в правильное положение, ее можно поощрить лакомством.

Вначале ходить рядом с собакой необходимо по прямой, потом следует усложнять маршрут, делая повороты. Когда собака усвоит команду, можно использовать длинный поводок и отпускать животное на большие расстояния. Когда собака отбежит, необходимо произнести команду «рядом». Если она не послушается, то дернуть за поводок. Со временем поводок можно отпустить. Когда команда хорошо усвоена, поводок можно снять.

«Подай!»

Для приучения щенка к подаче дичи на охоте сначала стоит научить его приносить хозяину поноску. Поноска – это вещь, которую охотничья собака несет в зубах. Вначале обучения можно использовать обычный мячик или матерчатую мягкую игрушку. После закрепления стоит перейти на кусок дерева, который вначале можно заворачивать в ткань. Позже на охоте для натаскивания можно использовать подстреленную дичь.

Как дрессировать лайку? Вначале с собакой нужно поиграть какое-то время. После привлечь внимание собаки поноской и бросить ее вперед. Как только животное возьмет в пасть игрушку, нужно использовать команду «рядом». Поноску из пасти собаки следует забираться с командой «дай». За выполненную команду питомца нужно поощрить лакомством. Далее время игр перед тренировкой необходимо сокращать. Поноску следует бросать на большее расстояние. Собаку нужно приучить садиться, когда она принесла поноску, и ждать, пока хозяин не заберет добычу. Для этого, когда собака возвращается с поноской, нужно дать команду «сидеть». Через несколько секунд следует забрать игрушку, а собаку поощрить. Постепенно следует увеличивать промежуток времени, через который поноска забирается у животного.

Приучение к плаванию

Учить плавать собаку можно с полугода. Для этого стоит выбрать неглубокий водоем. Дрессировку стоит проводить в жаркую погоду, когда вода достаточно теплая. При дрессировке на собаку нельзя кричать, ее нельзя бить, иначе плавание она может начать ассоциировать с негативом и болью.

Как воспитать лайку? Обучать к плаванию питомца следует после того, как он научится подавать добычу. Поноску стоит бросить в воду на небольшое расстояние. Глубина должна быть такой, чтобы собака беспрепятственно могла подойти к добыче. Она должна перестать бояться воды, без раздумий входить в нее, направляясь за поноской. После поноску можно бросить на более глубокое место, только недалеко. Когда собака зайдет на глубину и ей придется плыть, вначале она подплывет к недалеко плавающей поноске, а после отправится на берег к хозяину. Не стоит отправлять питомца в воду за поноской более трех раз за занятие, иначе животное может утратить интерес.

Натаскивание на белку

Натаскивать на белку лайку можно начинать, когда собака выходит с щенячьего возраста. Важно, чтобы она уже знала базовые команды. Желательно, чтобы на тренировке присутствовал уже наученный пес, который будет подавать пример щенку. Если в местности белок много, щенка можно натаскивать в одиночку. Обучением лучше заниматься в конце лета-начале осени, когда белки часто спускаются на землю в поисках припасов. Собака должна научиться находить белку, преследовать ее и указывать на ее местоположение охотнику с помощью голоса. Для начала обучения можно использовать трупик белки, который сам хозяин может спрятать в ветвях деревьев, а лапку животного дать понюхать лайке. Когда собака найдет добычу, ее нужно поощрить.

Натаскивание на куницу

На куницу лайку натаскивают в возрасте 9-10 месяцев. Методика подобна методике натаскивания на белку. Важно, чтобы собака во время погони за куницей не оборачивалась на хозяина, а продолжала преследование, даже если оно затянется. Собака должна быть уверена, что хозяин ее нагонит.

Натаскивание на лося и кабана

Для охоты на крупную дичь важно приучить собаку не пытаться укусить лося или кабана, а только задержать его и дать охотнику знать о его местоположении, или голосом загнать животное в нужное место. Для этого нужно использовать бесстрашную, но и одновременно осторожную собаку. Важно, чтобы более крупные звери не поранили питомца. На тренировку с собой стоит взять аптечку.

Натаскивать собаку стоит с двухлетнего возраста. Делают это обычно в специальных хозяйствах, где кабан содержится в вольере. Собака должна подходить к нему не ближе, чем на 3-5 метров.

Таким образом, лайка – одна из самых популярных охотничьих пород собак. Ее можно держать как компаньона, но не следует брать как свою первую собаку, иначе могут возникнуть проблемы. Мы рассмотрели, как дрессировать эту породу. Следует помнить, что при обучении охотничьей собаки не стоит использовать наказания или бить лайку, так как она навсегда может потерять азарт и стать бесполезной на охоты.

Собаки – это самые первые хищники, когда-то прирученные человеком. В местностях, далеких от побережья, пищу и материалы для одежды добывали охотой. Четвероногие питомцы увеличивали шанс человека на добычу. За многие тысячелетия сформировалось несколько охотничьих пород, которые разделились по специализации.

На территории России особую популярность получили собаки породы лайка. Крепкое телосложение, трапециевидный корпус, острая морда с торчащими ушами, туго закрученный и прижатый к крупу хвост – такой усредненный портрет особей этой породы. У них есть разделение по территориальному признаку: западносибирская, русско-европейская, карело-финская, восточносибирская лайки.

Все эти разновидности имеют свои отличия по окрасу и экстерьеру, но в целом собаки очень схожи по генетическому типу. Многие ошибочно причисляют к ним самоедскую собаку, вспоминая про ее далекие корни – ненецкую лайку. Но самоеды – это скорее пастушья и тягловая собака, а не охотничья.

Особые условия

Щенка лайки часто сравнивают с негативом фотографии – неизвестно, что проявится со временем. Можно только предполагать о его специализации, ориентируясь на рабочие качества родителей. Универсальных лаек, работающих одновременно и по мелким зверькам, и по медведю очень мало – одна на несколько тысяч. Беря щенка лайки в дом, возможно, вы заводите плохую охотничью собаку и замечательного друга. Бывает и такое с этой породой собак – встречаются бесталанные особи.

Читайте также: Как дрессировать питбуля

В любом случае собаке, живущей рядом с человеком, обязательно нужна дрессировка.

Дрессировка собак в домашних условиях: как дрессировать правильно

Узнать об охотничьих качествах щенка можно только в подрощенном состоянии. А дрессурой нужно заниматься уже с полутора месяцев. Охотничьей собаке особенно нужно послушание. Она работает удаленно от хозяина и должна повиноваться его голосу. В отличие от служебного собаководства, в среде охотников не придерживаются правил обучения стандартным командам. Практически невозможно услышать окрик «Фу!» или призыв «Апорт!» по отношению к этой собаке. Есть еще один нюанс, который нужно знать заранее, перед тем, как начать обучение щенка. Хорошая охотничья лайка испытывает страсть к охоте. Она с удовольствием пойдет работать в лес не только с хозяином, но и с его доверенными лицами. Поэтому важно, чтобы питомец понимал команды охотников данной местности.

Дрессировка лайки начинается с команд:

  • «Ко мне!»;
  • «Сидеть!»;
  • «Лежать!»;
  • «Место!»;
  • «Нельзя!»;
  • «Возьми!».
  • «Рядом!»;
  • «Ищи!»;
  • «Голос!»;
  • «Вперед!»;
  • «Стоять!»;
  • «Жди!»;
  • «Дай!».

Все команды заучиваются благодаря многократному повторению и поощрению за выполненную работу. Чем младше щенок, тем короче время занятия.

«Ко мне!»

Команда запоминается собакой очень быстро. Необходимо подзывать к себе щенка, показывая прикорм, одновременно повторяя команду.

Лайку придерживают за грудь или ошейник одной рукой, надавливая на круп собаки другой, заставляя подогнуть задние лапы. Приказ повторяют несколько раз во время принуждения.

«Лежать!»

Из положения «сидеть» питомца переводят в позицию «лежать», надавливая на область лопаток. Бестолковых щенков можно одновременно потянуть за передние лапы, вынуждая лечь. Нужно добиться самостоятельного выполнения щенком этой команды.

Читайте также: Как можно дрессировать добермана

«Место!»

В доме необходимо выбрать уголок, где всегда будет лежать собачья подстилка. Хорошо, если на стене есть крепление для поводка. Собаку удерживают на месте привязью, повторяя команду. Затем освобождают и награждают лакомством за послушание.

«Нельзя!»

  • вариант 1: к носу лайки подносят вкусности на раскрытой ладони. Не дают схватить, резко одергивая со словами «Нельзя!» и, сжимая ладонь, одновременно отпихивают морду щенка;
  • вариант 2: щенка на поводке подводят к лакомству. Как только он собирается съесть его, резко дергают за поводок со словами «Нельзя!».

«Возьми!» («Бери!»)

Любое лакомство или пищу в очередное кормление давать, произнося «Возьми!».

Эту команду учатся выполнять тогда, когда собака привыкнет к поводку. Во время прогулки коротко подтянуть поводок, и некоторый отрезок пути вести лайку так, чтобы ее корпус находилась на линии ног хозяина.

«Ищи!»

Начинают с поиска лакомства. Сначала дают понюхать, потом прячут недалеко от щенка и со словом «Ищи!» отпускают его за вкусностями. Потом переходят на вещи, поощряя их поиск прикормкой.

«Голос!»

В сидячем положении провоцируют собаку подать голос. Обычно это выполняют, просто выкрикивая команду «Голос, голос!». Закрепляют навык лакомством.

«Вперед!», «Стоять!»

Заучивают команду с помощником. На улице щенка придерживают на поводке в момент, когда другой человек подзывает его к себе. Сначала подают несколько раз команду «Стоять!», мешая лайке устремляться в сторону помощника. Затем отпустить поводок после слова «Вперед!». Можно дополнительно подтолкнуть собаку в корпус. Впоследствии этот приказ выполнять с предметами, бросая их на расстояние. В идеале щенок должен научиться повиноваться этим указаниям без поводка.

«Жди!»

Приказ подается лайке в процессе обучения команд «Сидеть!», «Лежать!», «Место!». После выполнения собакой любого указания нужно повременить с поощрением лакомства, повторяя – «Жди!». Можно при этом потихоньку отходить назад, заставляя щенка оставаться в нужной позиции.

«Дай!»

Вкладываем в пасть лайки игрушку или палку, приказывая: «Возьми!». Придерживая челюсти сомкнутыми некоторое время, беремся за край палки и тянем со словом «Дай!», одновременно отпуская морду собаки.

Натаскивание

Охотничьим навыкам собаку тренируют в лесу. Уже с конца августа можно выходить с ружьем на пернатую дичь. При охоте на белку и другую мелкую живность поощряют облаивание зверьков. Чтобы охотничья собака не съедала подстреленный трофей, лаек с детства тренируют отдавать хозяину лакомство по любому его требованию.

Читайте также: Дрессировка джек-рассел-терьера

Не рекомендуются длительные прогулки со щенками лайки по целинному снегу. Они приучаются ходить по лыжне, оставляемой охотником, и в результате закрепляют навык тащиться сзади хозяина.

В крупных охотхозяйствах существуют притравочные станции. Там, в вольерах, содержатся медведи, кабаны и барсуки для тренировок подросших щенков. Существуют даже спортивные соревнования для охотничьих собак, на которых жюри оценивает рабочие качества лаек.

Для этих животных нужен особый уход. Для них очень важны физические тренировки, развитие ловкости, увертливости, выносливости. Это не комнатные питомцы, им нужно очень много движения, они предназначены для охоты.

Подбор

Оценив и отобрав будущих производителей и посчитав на этом работу законченной, кинолог может не достигнуть поставленной перед собой цели, так как сам по себе отбор недостаточно эффективен. Беспорядочное спаривание даже самым тщательным образом отобранных, но плохо сочетаемых между собой производителей, не дает желаемого результата, не ведет к совершенствованию породы в задуманном направлении. Примеров подобного рода много и в практике племенного животноводства и в практике разведения охотничьих собак. Племенная работа не заканчивается оценкой и отбором животных на племя. Следующий ее этап — подбор.

Под подбором понимают наиболее целесообразное составление родительских пар в целях получения от них потомства желаемого качества. Подбор — очень сложная и ответственная часть племенной работы, в процессе которой учитываются индивидуальные особенности спариваемых производителей (охотничьи свойства, конституция, выраженность породных форм к др.), их происхождение (родословные) и качество потомства.

Родословная — это осуществленный подбор, а подбор — это родословная в проекте. Оценка по потомству является оценкой правильности осуществленного подбора. Творческий подбор невозможен без знания основ современной зоотехнии и генетики, соответствующего опыта и глубокого знания породы и ее состояния, характерных особенностей племенных линий и семейств в породе.

Отмечая огромную роль подбора, следует подчеркнуть, что в племенной работе отбор и подбор настолько тесно взаимосвязаны, что их нельзя разрывать один от другого и тем более противопоставлять. Отбор и подбор — звенья одного процесса, совместно действующие в одном направлении с целью совершенствования породы. К сожалению, и это следует сразу отметить, в охотничьем собаководстве эти звенья зачастую бывают разобщены и в известной мере функционируют самостоятельно, что нередко тормозит совершенствование поголовья. Это происходит из-за того, что опытных кинологов мало, поэтому оценку охотничьих собак на выставках и, следовательно, их отбор во многих случаях ведут приглашенные эксперты, которые, расставив и оценив собак, а затем представив отчет, считают свою работу законченной. Подбор же пар производят местные кинологи и собаководы, во многих случаях ориентируясь при этом не на индивидуальные особенности собак, а на оценки приезжих экспертов и на занятые собаками места на рингах. Такое положение, естественно, сказывается отрицательно на племенной работе.

Целенаправленность подбора — одно из важнейших условий, так как ожидаемые результаты можно получить лишь в том случае, когда поставлена ясная, конкретная и реально выполнимая в соответствии с имеющимися качествами собак задача (закрепление определенного окраса, улучшение чутья или породных форм головы и т. п.). Если же имеется неопределенная цель некоего общего улучшения поголовья, то на успех рассчитывать нет оснований.

Существуют два основных метода подбора — однородный (гомогенный) и разнородный (гетерогенный). При однородном подборе спаривают производителей, обладающих сходными, хорошо выраженными желательными признаками (свойствами) , с целью получения однородного потомства по этим признакам. Если же пары подбираются с различными свойствами, то такой подбор называют разнородным. Обычно при таком подборе используют ценного производителя для получения улучшенного потомства от сук невысокого класса. Этим методом стремятся также исправить недостатки одного партнера достоинством другого. Кроме того, спаривая животных, которые сами по себе хороши, но имеют различные свойства, стремятся получить потомство с новыми ценными качествами.

Однородный подбор широко применяется при разведении лаек. Этим методом отбора, особенно если он ведется на протяжении ряда поколений, достигается сохранение, закрепление и усиление ценных качеств исходных животных. Однако при этом следует знать, что хороших лаек мы не получим, если будем пользоваться однородным отбором по одному-двум признакам. Так, если в течение ряда поколений отбирать для разведения лаек черного с белым окраса, обладающих хорошими рабочими качествами, и не учитывать ряд других признаков, получим потомство с таким же окрасом и с хорошими рабочими задатками, но весьма разнотипное, а иногда и непригодное для охоты. Хорошие результаты достигаются лишь тогда, когда однородный подбор ведется по ряду, по комплексу признаков (охотничьим свойствам, конституции, росту, формату, окрасу, формам головы и др.), отражающих лучшие, выдающиеся качества кобеля и суки. Это существенно осложняет работу по подбору, и с целью облегчения ее при однородном подборе часто прибегают к родственному спариванию в той или иной степени, что в конечном итоге сужает наследственную основу получаемых собак.

Следует отметить, что собаководы и кинологи нередко упрощенно понимают однородный подбор, пользуясь формулой «лучшее с лучшим дает лучшее». Так, довольно часто отмечается стремление владельцев повязать своих отличных собак либо с чемпионами либо с собаками, занявшими первые места в ринге и получившими высокие награды, в надежде получить столь же хорошее потомство. Однако это далеко не всегда удается.

Талантливый русский ученый и заводчик М. Щепкин в своей книге «Из наблюдений и дум заводчика» писал по этому поводу: «…Введение в завод случайного производителя только за то, что ему присуждена высокая награда, рискует повлечь за собою в молодняке такую мешанину черт и внешних и внутренних, что какая-нибудь планомерность в дальнейшей заводской работе окажется невозможной» .

Формула «лучшее с лучшими дает лучшее» не так проста, как кажется. Подбор пар по этой формуле не означает, что подбираются две хорошие сами по себе собаки одной породы. Требуется подбор лучшего к лучшему, лучших сук к тем кобелям, которые именно для них являются лучшими, т. е. дают лучшее потомство именно от этих кобелей. А это задача непростая. Здесь необходимо учитывать не только фенотип (внешние формы, рабочие качества), «о и генотип (родословную, стойкость передачи наследуемых признаков, сочетаемость). Особое значение при этом имеет сочетаемость пар. Одни производители дают прекрасное потомство при вязках с разными суками. Для других же требуется очень тщательный подбор сук. В конечном итоге однородный подбор—это подбор производителей, имеющих сходную наследуемость тех ценных признаков, на которые ориентируются в племенной работе.

Характерным примером в этом отношении являются результаты спариваний чемпиона Путика 65/л — основателя одной из лучших племенных линий в породе русско-европейская лайка. От этого отличного кобеля хорошее потомство было получено лишь в результате вязок с сестрой-однопометницей Помкой 76/л. Сочетание Путика с рядом других сук (Диной А. И. Масленникова, Тайгой А. В. Ермакова, Тузкой П. П. Борисова и др.) дало в целом посредственное потомство, среди которого не было сколько-нибудь выдающихся собак.

Несмотря на ценность и широкое применение однородного подбора, этот метод имеет и существенные недостатки. Закрепляя и усиливая те ценные качества, которые уже имелись у исходных производителей, он в то же время способствует накоплению и усилению недостатков, которые были либо незаметны либо из-за слабой выраженности не сказывались на внешних формах и рабочих качествах. Кроме того, как уже отмечалось, при однородном подборе нельзя получить животных с новыми, желательными качествами. Поэтому при разведении лаек пользуются не только однородным, но и разнородным подбором.

Разнородный подбор в охотничьем собаководстве применяется для достижения ряда целей. Пользуясь им, часто стремятся улучшить худшую часть породы (поголовья) прилитием крови хороших производителей, завезенных из других мест. Таким образом нередко поступают для улучшения пользовательного поголовья в промысловых районах. Разнородный подбор применяют также для устранения у потомков недостатков одного из родителей достоинствами другого. Однако при этом не следует впадать в крайности. Нельзя, например, получить потомство с хорошим шерстным покровом, если короткошерстная сука будет повязана кобелем, имеющим длинную, порочную псовину. Нельзя также изнеженность в телосложении одного производителя исправлять подбором другого производителя с ненормально грубым, массивным телосложением и т. д. Чтобы исправить недостатки одного производителя, следует подбирать ему в пару такого партнера, который безупречен в отношении тех же недостатков.

В селекционной работе важнейшее значение гетерогенный подбор имеет для получения животных с новыми качествами. Поэтому этот метод подбора предусматривает спаривание не только худших производителей с лучшими, но и хороших с хорошими, отличающимися друг от друга рядом признаков. Крайняя степень гетерогенного подбора — межпородное скрещивание (а иногда и межвидовая гибридизация). И яркий пример удачного применения такого разнородного подбора — получение в породе русско-европейской лайки основателя одной из лучших и широко распространенной линии чемпиона Путика 65/л, родившегося от зырянской (русско-европейской) лайки кобеля Музгара и хантейской (западносибирской) лайки Питюх-II.

Разнородный подбор сложнее однородного, поэтому результаты его менее предсказуемы. Сложность эта заключается в некотором расшатывании наследственности, обогащении генотипа и повышении изменчивости у потомства. При разнородном подборе появляются потомки с различными, в том числе и с новыми признаками. Однако новое ценится лишь тогда, когда оно лучше или по крайней мере не хуже имеющегося у родителей. А при разнородном подборе новое нередко бывает хуже того, что было.

В заводском разведении лаек гетерогенный подбор — явление не редкое. Мы уже упоминали о стремлении многих владельцев спаривать своих хороших собак с чемпионами с целью получить не менее выдающееся потомство, и о том, что результаты таких спариваний не всегда бывают удачными. Подобное явление не что иное, как результат гетерогенного подбора, хотя и спариваются два хороших представителя породы. И в таких случаях при неполном доминировании признаков в соответствии с первым правилом Менделя рождается потомство с промежуточными признаками, т. е. уступающее своим родителям.

В плановой селекционной работе с лайками к разнородному подбору прибегают при так называемом освежении кровей, а также при соединении двух ценных племенных линий с целью получения потомства с новыми качествами. Излишне говорить, что и в том и в другом случае подбор должен быть очень тщательным. При освежении кровей стремятся подбирать производителей, обладающих возможно большим сходством по фенотипу (особенно по важным признакам), чтобы сохранить имеющийся тип поголовья, но разнородных по происхождению. При соединении двух заводских линий обычно стараются соединить лучшие качества и той и другой линии в одно целое. Сочетаемость наследственных свойств производителей, особенно когда ведутся работы по соединению двух линий, играет важнейшую роль. Получаемое в результате разнородного подбора потомство должно тщательно оцениваться, и всех особей, не отвечающих строгим требованиям отбора, нужно исключать из племенной работы.

В тех случаях, когда в результате разнородного подбора достигнут успех и получено потомство с новыми ценными свойствами, их стремятся закрепить однородным подбором по отдельным, наиболее ценным признакам. Таким образом, совершенствование и развитие породы (поголовья) возможно только тогда, когда оба эти метода разумно используются в селекционно-племенной работе.

Следует остановиться на возрастном подборе, которому в животноводстве уделяется определенное внимание. По мнению многих ученых , возраст спариваемых животных существенно влияет на качество потомства. Спаривание одновозрастных молодых животных, как и одновозрастных старых, дает худшее потомство, чем спаривание животных, находящихся в расцвете сил.

Проблема возрастного отбора и подбора животных тщательно исследовалась проф. В. О. Виттом . Здесь мы не в состоянии привести многочисленных фактов, приводимых им из коннозаводческой практики, и всех выводов, основанных на анализе этих фактов. В то же время, всем интересующимся не только вопросами возрастного отбора и подбора, но и многими другими вопросами селекционной работы в племенном разведении животных, рекомендуем ознакомиться с прекрасной и легкочитаемой книгой В. О. Витта «Из истории русского коннозаводства» (1952). В своих работах В. О. Витт утверждал, что возраст матерей и отцов влияет на качество потомства. Более того, со старением животных изменяется и их наследственность, причем не в лучшую, а в худшую сторону. Если от производителей, находящихся в расцвете сил, будет получено выдающееся потомство, то в более позднем возрасте эта же пара даст потомство худшего качества. По В. О. Витту, спаривание очень старых животных друг с другом чуть ли не опаснее, чем самое тесное родственное разведение, так как при этом рождаются наименее жизнестойкие дети, у которых часто встречаются явные пороки. Для получения наиболее высококлассного потомства следует спаривать животных, хотя и находящихся в расцвете сил, но в то же время имеющих определенную разницу в возрасте (матка обычно должна быть на 2—4 года моложе производителя). Довольно хорошее качество приплода бывает также при спаривании молодых маток с производителями значительного возраста и наоборот. Первенцы (дети, рожденные матерью первый раз), если только они родились не от слишком молодых матерей (т. е. еще не достигших физиологической зрелости), отличаются при прочих равных условиях, особым здоровьем и крепостью, повышенной продуктивностью, большим долголетием и несколько замедленным типом развития. В. О. Витт считает, что возрастной отбор и подбор может быть мощным оружием в руках селекционера, при помощи которого можно изменять в различных направлениях природу животных.

Такое значительное внимание вопросам возрастного отбора и подбора из области животноводства мы уделили в связи с тем, что подобные вопросы в охотничьем собаководстве не изучены.

В практике заводского разведения лаек очень молодых собак, как правило, не вяжут. Однако использование в племенной работе выдающихся производителей (и не выдающихся, но носящих громкие титулы) нередко продолжается до их глубокой старости. И очевидно такие старые собаки, хотя и считаются высококлассными племенными производителями, на самом деле таковыми не являются.

Единичное использование старых особей в разведении, как отмечает В. О. Витт , не приносит видимого ущерба поголовью, но очень опасно, когда старые животные из поколения в поколение интенсивно используются в воспроизводстве. Что касается наших личных наблюдений, то среди лаек питомника ВНИИОЗ имелся ряд явно выдающихся производителей (чемпионы Кустик 1056/лре, Тобол 1052/лзс, Вайгач 1055/лзс). Наилучшее потомство от них было получено в первые годы их племенного использования, в возрасте от 3 до 5—6 лет. В старом возрасте (от 8 до 11 лет) в вязках с молодыми суками (очень хорошими по своим качествам) они давали в целом хорошее потомство, но не такое блесткое, как в молодом возрасте. Приводя эти факты, сразу же подчеркнем, что это личные, фрагментарные наблюдения. Серьезных же исследований этой проблемы нами не проводилось. Поэтому вопрос о возрастном отборе и подборе в собаководстве остается открытым.

На практике владельцы лаек в большинстве случаев редко вяжут старых собак со старыми и молодых с молодыми. Однако вязки старых производителей со средневозрастными, в том числе и приближающимися к старому возрасту,— явление обычное. Мы не даем по этому вопросу каких-либо определенных рекомендаций, хотя бы потому, что календарный возраст не совпадает с истинным физиологическим возрастом. Возрастной подбор следует осуществлять исходя из конкретного состояния производителей. В то же время в племенном разведении следует до минимума ограничивать использование действительно старых животных и помнить, что лучших потомков можно получить лишь при спаривании производителей, находящихся в расцвете сил.

Методы разведения

Под методами разведения понимают систему подбора животных для спаривания с учетам их породной, линейной и видовой принадлежности с целью получения намеченных результатов. В зоотехнии различают три основных метода разведения: чистопородное, или чистое, разведение, скрещивание и гибридизацию. Основные методы разведения могут подразделяться на ряд других. Так, в чистопородном разведении как специфический метод различают разведение по линиям (некоторые ученые и кинологи выделяют его в число основных методов). Следует отличать методы разведения от методов спаривания Это понятия не тождественны. Методов спаривания всего два: родственное (инбридинг) и неродственное (аутбридинг).

В охотничьем собаководстве, в соответствии с «Положением о племенной работе с породами охотничьих собак в СССР» узаконен единственный метод разведения — чистопородное разведение. Однако в силу исключительной охотхозяйственной ценности лаек, большого сходства в проявлении рабочих качеств у разных пород, недостатка лаек в промысловых районах и по ряду других причин лаек разводят не только методом чистого разведения, но и другими методами. При этом в отдельных случаях выдаются родословные на щенков, которых нельзя считать чистопородными.

Исчерпывающие сведения о всех методах разведения можно найти в любом руководстве по разведению сельскохозяйственных животных. Поэтому остановимся преимущественно на сущности и значении методов разведения, которые обычны в селекционной работе с лайками. Более подробно постараемся осветить некоторые отдельные методы разведения, встречающиеся в практике разведения лаек и представляющие определенный интерес для охотников-лайчатников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *